Производство черной соли в Костроме Прайс-лист черная соль из Костромы Розничная торговля черной солью Контакты производителя черной соли в Костроме
Логотип Продукты Здорового питания производителя черной соли

(499) 391-58-29

(929) 590-58-29

Торгово-производственная компания Продукты Здорового питания производитель черной соли

Сайт регулярно обновляется

Последнее обновление:

23 мая 2023 г.





Черная Костромская соль в соц сети В контакте



Черная соль в Православии:




Наша Торгово-производственная компания «Продукты Здорового питания»

является производителем Черной четверговой соли.



Черная четверговая соль из Костромы

старинный русский рецепт

Торговая марка «Продукты Здорового питания»





В начале прошлого века никто бы не удивился, увидев черную четверговую соль. Она была на каждом столе – у господ и крестьян, фабрикантов и купцов, священников и студентов. В дореволюционной России черную соль приготавливали только раз в году – в Чистый четверг перед Святым праздником Пасхи, отсюда она и носит название Четверговой. Только с четверговой солью ели крашеные пасхальные яйца, она же являлась приправой к разнообразным холодным закускам.

Испокон веку черную соль изготавливали в Костромской губернии. До сегодняшнего дня среди коренного населения Костромской области бытует этот старинный обычай – приготовление черной четверговой соли. Соль обжигают в русской печи с добавлением капустных листьев и ржаной муки. При пережигании в течение длительного времени при высокой температуре соль становится совершенно другим продуктом с новыми качествами. В результате обжига в черной соли, по сравнению с обычной поваренной, в десятки раз уменьшается количество тяжелых металлов, понижается содержание хлора – это как раз те примеси, из-за которых обычную соль нарекли «белой смертью».

Одним из преимуществ черной соли является повышенное содержание калия, кальция и магния, так необходимых человеческому организму. Черная соль регулирует пищеварение, углерод в виде мелкопористого угля выводит из организма токсины.

Черная соль не только полезна, она обладает необычным вкусом и ароматом. Самая вкусная яичница – та, что приправлена черной солью. Чтобы подчеркнуть вкус салата из свежих овощей – посыпьте его черной солью. А отварное мясо, птица и рыба приобретают неповторимый изумительный вкус.

Сегодня у нас есть возможность приобщиться к древней традиции, открыть для себя испытанные свойства черной соли, ведь четверговая соль – это не только обрядовая приправа для пасхального стола, а незаменимый источник удовольствия к завтраку, обеду и ужину.


Торгово-производственная компания «Продукты Здорового питания»

продолжает традицию приготовления Черной четверговой соли

по старинным русским рецептам!


Воспоминания Андрея Соловьёва (технолог производства) о четверговой соли:

Мой дедушка Соловьёв Владимир Александрович родился в 1898 году в городе Буй Костромской губернии.

С самого детства я помню традицию приготовления черной четверговой соли.

В Чистый четверг, перед Великим православным праздником Пасхи, дедушка готовил черную соль по старинному русскому рецепту.

В те годы я ещё не понимал, что такое черная соль и дед рассказывал, что в его детстве в каждом дворе приготавливали черную четверговую соль один раз в году именно в чистый четверг - поэтому черную соль и называют Четверговой.

В дореволюционные годы город Буй славился приготовлением Черной Костромской соли.

Черную соль возили на Губернскую ярмарку в Кострому и в Галич.

В каждом дворе были свои рецепты приготовления черной соли.

Черную соль готовили из каменной соли вперемешку с ржаной мукой, ржаным хлебом или с квасной гущей с добавлением капустных листьев и различных пряных трав.

Во время освящения в храмах куличей, черную соль также клали в корзину. После православного обряда четверговая соль набирала особенную целительную силу и могла защитить от любого зла.

Приготовленная в Чистый четверг чёрная соль считалась сильным обережным средством.

Четверговую соль зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой отправляясь в дальний путь или на войну.

Если человеку нездоровилось черную соль растворяли в воде и давали больному, чтобы в доме царили мир, уют и счастье, щепотку черной соли клали в кровать у изголовья. От горя и бед четверговую соль сыпали по углам жилища.

Чтобы дети росли здоровыми, веселыми и умными, во время купания черную соль добавляли в воду.

Если долгое время кто-то из родственников не возвращался домой, четверговую соль кидали в огонь.

Да и просто само наличие в доме черной четверговой соли является мощным оберегом!

На Святой праздник Пасхи ходили христосоваться, обменивались пасхальными яйцами и конечно же Чёрной четверговой солью.

Только с черной четверговой солью ели крашеные пасхальные яйца, она же являлась приправой к разнообразным закускам.


Четверговая соль в толковом словаре живого великорусского языка

Владимира Ивановича Даля:

«Четверговая соль, пережженная в Великий четверг с квасною гущею, с нею едят на Пасху яйца - соль - сало - зола хранятся под стрехой и служат общим лекарством от всего».


Иеромонах Савватий, келарь Спасо- Преображенского Валаамского монастыря:

«Если возникают проблемы с желудком или кишечником, часто пользуются угольными таблетками. А в старину русский народ использовал для этого четверговую соль, к тому же она ещё и освящалась.

Соль клали в лапоть и отправляли в печь. Монастырская потребность в четверговой соли оказалась настолько велика, что изготовленных лаптей не хватало и приходилось использовать холщовую ткань. Именно черной четверговой солью в православных домах было принято на разговении посыпать первое пасхальное яйцо.»


Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) — русский писатель, чиновник и общественный деятель, в своем произведении «Детские годы Багрова - внука» (1858 г.) приводит воспоминания о праздновании Пасхи: «Отец с тетушками воротился еще до полден, когда нас с сестрицей только что выпустили погулять. Назад проехали они лучше, потому что воды в ночь много убыло; они привезли с собой петые пасхи, куличи, крутые яйца и четверговую соль. В зале был уже накрыт стол; мы все собрались туда и разговелись.»


Как указывал Андрей Львович Топорков (ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, доктор филологических наук, известный специалист в области славянской фольклористики, истории русской филологической науки и русской литературы XVIII—XX вв.) в народных представлениях славян «соль — символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.»

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости.

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если рассыпается соль — быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана.


Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Татьяна Алексеевна Агапкина ( российский фольклорист-славист, этнолингвист, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения АН.) к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год.

Целебную силу приписывали «четверговой соли». В XIX веке ее обычно получали так: в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг соль, завернутую в чистую тряпочку или помещенную в посуду (а иногда в старый лапоть), пережигали в печи. (Огонь, обладавший, по народным представлениям, очистительной способностью, «усиливал» таким образом «защитные» свойства соли.) В некоторых местностях соль просто выносили на улицу под звезды. В Калужской губернии на ночь выносили под звезды не только соль, но и мыло, золу и воду, чтобы сделать их целебными. Иногда же целебные свойства приписывались соли, которая лежала на столе рядом с хлебом в ночь накануне Страстного четверга.

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли — «Молитва над солью». «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли — соль, — писал протоиерей Геннадий Нефедов. — Молитва над солью является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания». Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.


Настоятель Кирилло-Мефодиевского собора города Самары Протоиерей Сергий Гусельников о четверговой соли:

Четверговой соль называется по причине того, что по давней народной, но не церковной традиции в Великий Четверг Страстной Седмицы, называемый еще Чистым Четвергом, ее готовят особым образом (прожаривают до черного цвета), освящают и хранят до Светлой седмицы, а затем используют как целительное средство для людей и животных. К сожалению, в народном сознании до сих пор живут языческие корни, и даже будучи христианами, люди иногда относятся к святым или освященным предметам как к магическим, обладающим какой-то сверхъестественной мистической силой. Хотя сила у них одна — Божественная благодать, которая помогает человеку в первую очередь укрепиться в вере и очиститься от греховной скверны. Поэтому сведения о той же четверговой соли часто можно встретить и на оккультных сайтах, рекламирующих ее в качестве магического средства для излечения от болезней, защиты от сглаза и порчи и т.п. Конечно, Православие ни в коем случае не может принять такое понимание свойств четверговой соли. Если же относиться к ней как к обеззараживающему и очищающему веществу, придающему вкус пище и после освящения молитвой и святой водой приобретающему благодатное свойство, то с верой можно применять ее в пользу для души и тела.


Воспоминание Старца Архимандрита Павла Груздева:

В русском народе издревле существовал обычай накануне Великого Четверга ставить в избе под иконами решето с зерном, печеным хлебом и солонкой особо приготовленной в печи соли (она называлась «четверговой»). Помолившись Богу, хозяева оставляли все это в святом углу до первого дня Пасхи. Зерно высыпали в закрома, чтобы не было недостатка в хлебе. Печеный хлеб давали скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, чтобы не было пропажи скотины. Четверговую соль использовали как лекарство и во избежание разных несчастий. Многие русские традиции сохранились на Афоне, хотя уже потеряны в России. Четверговую соль приготовляют в Чистый четверг на Страстной неделе перед Пасхой. Четверговая соль готовится только в русской печи. Как жаль, что современное магическое отношение к Православной Традиции извратило даже такое невинное приготовление обычной освященной соли. - [портал Гора Афон]


* * * * *





Приобрести продукцию в розницу можно в нашем интернет магазине

«Продукты Здорового питания»









* * * * *




О компании Прайс-лист компании Продкты Здорового Питания Розничная торговля в компании Продкты Здорового Питания Контакты компании Продукты Здорового Питания